Авторизация
 

Главная ошибка ПЦУ - попытка опустить небо на землю



24 июня священный синод ПЦУ принял решение о лишении почетного патриарха Филарета права управления Киевской епархией, а также контроля над местными храмами и монастырями.

Синод также постановил все монастыри, храмы Киева и церковных иерархов, которые до этого подчинялись Филарету, принять в подчинение предстоятелю ПЦУ Епифанию.

«Учитывая заслуги перед Украинской Православной Церковью в прошлом, почетный Патриарх Филарет остается в составе епископата ПЦУ, однако теряет канонические права и обязанности, связанные с управлением епархией, то есть является архиереем православной церкви Украины и на него распространяется действие уставных органов, их решений, устав ПЦУ, но он не имеет канонических прав и обязанностей епархиального архиерея, которые он потерял согласно решению Священного синода через свои действия», - сообщил пресс-секретарь ПЦУ Евстратий Зоря

В последнее время весь православный мир с интересом и волнением наблюдает за украинским церковным вопросом. То, что должно было остаться внутренним делом УПЦ, уже давно вышло за пределы нашего государства и касается теперь не только тех, кто непосредственно причастен к решению существующей проблемы церковного раскола. Можно констатировать факт, что украинский церковный кризис стал всеправославной проблемой.

Для лучшего понимания нашими читателями того, что сейчас происходит в ПЦУ, ИА «ФАКТ» обратилось к сотруднику Синодального отдела религиозного образования, кахетизации и миссионерства УПЦ, священнику Александру Каневскому. 

Александр Каневский

- Отец Александр, за что православная церковь Украины лишила почетного патриарха Филарета прав епархиального архиерея?

- Я бы начал с того, что Филарет не является ни почетным патриархом, ни епархиальным архиереем. Уже более 20 лет люди называют «патриархом» отлучённого от Церкви человека – мирянина Михаила Антоновича Денисенко, обычного светского человека с патриаршим куколем на голове.

А вообще, процессы, происходящие сегодня вокруг создания так называемой ПЦУ (православной церкви Украины) в очередной раз свидетельствуют: всё, что не создаётся Христом – обречено на провал и на позор.
 
Человек не может по определению создать то, что находится исключительно в ведении Божьем. Своим ученикам-апостолам Иисус сказал: «Создам Церковь Мою и врата ада не одолеют Её» (Мф. 16:18). Вдумайтесь в эти слова! Церковь – не есть творение рук человеческих. Она – дело рук Божьих. Создание Церкви было главным делом Христа на земле. И эта Церковь, распространенная по всему миру святыми апостолами и их учениками, по обещанию самого Христа, пребудет несокрушимой силами зла до конца человеческой истории.

Церковь для православного человека – есть главная Святыня, покушаться на Её единство и целостность – непростительный грех. Филарет однажды учинил раскол, создав свою псевдоцерковную структуру под названием «Киевский патриархат», сам себя назначил её «патриархом». Теперь же он, не желая смиряться с участью быть «митрополитом» в непризнанной мировым Православием структуре под названием ПЦУ, решил восстановить «независимость» своего «патриархата» и продолжать «патриаршествовать». То есть Филарет учиняет раскол в расколе. И вот, люди смотрят на всё это – и что они видят? А они видят, что вот есть каноническая Церковь – УПЦ, Предстоятелем которой является Блаженнейший митрополит Онуфрий, которую не сотрясают никакие вихри борьбы за власть, которая стабильна, мощна, миролюбива и величественна, и есть ПЦУ, которая просуществовала полгода и рассыпалась на наших глазах.

Нашему народу, который измучен противостояниями, войной, социальными катаклизмами, как никогда нужен мир и объединительные процессы, а когда смотришь на то, что происходит в церковной среде, в которую грубо и беспардонно вторглись политики, складывается впечатление, что кому-то нужно ещё больше поляризовать украинское общество, ещё больше разжечь в стране гражданский конфликт.

- Кому же это может быть выгодно? 

- Прежде всего, это выгодно тем, кому мешает каноническое Православие. Ведь именно Церковь бережно и свято хранит наши фундаментальные ценности – то есть те ценности, на которых строится фундамент народной жизни. Это сродни строительству большого дома. Каждое поколение вносит в строительство этого дома свой колорит, свои особенности, но строится дом должен на одном и том же фундаменте. Опасность всех революций заключается, прежде всего, в том, что антинародные силы пытаются не только снести крышу и стены, но и взорвать фундамент. Помните, как пелось в главном пролетарском гимне: «весь мир насилья мы разрушим ДО ОСНОВАНЬЯ»? Так вот, людям нецерковным проще промыть мозги, проще убедить их в «неправильности» пути, которым шли наши деды и прадеды. А Церковь постоянно напоминает нам о том, какие ценности истинные, какие – ложные. Что красиво, а что – безобразно. Что есть подвиг, что есть подлость.

Человек, укорененный в православной традиции никогда не позволит и сам не станет убивать своих соотечественников за какие-то эфемерные идеи, которые не имеют места в Царстве Небесном. Верующий человек не станет разорять свою страны, продавая ее предприятия, не станет грабить и мучить свой народ. Если я патриот, православный человек, я никогда не позволю вырубать и продавать лес за границу, засорять водоемы, уничтожать природу, я не позволю убивать своих братьев. Поэтому ответ на этот вопрос очевиден: уничтожить Церковь и разжечь религиозное противостояние в стране выгодно тем, кто хочет прибрать к рукам наши природные ресурсы. Как это сделать? Очень просто. Человека нужно сделать иваном-родства-не-помнящим, моральным уродом, инфантилом, тупым потребителем, которого ничего не интересует, кроме вкусно поесть и хорошо «оттянуться». 

Как сформировать такого человека? Прежде всего, его нужно лишить веры. Вот когда я лишусь веры и буду жить только меркантильными интересами, тогда я стану и лес продавать, и зверей убивать – всё что угодно делать, лишь бы заработать деньги.

Людям, которые хотят забрать наши ресурсы, нужно ударить по главному – по нашим бытийным основам, по нашему духу, чтобы лишить нас опоры. Как это сделать? Уничтожить веру. А ведь вера – это совсем не абстрактное понятие. Если ты лишаешь человека веры – значит ты лишаешь его мировоззренческой позиции. Вне Церкви веры не существует. Значит, нужно уничтожить Церковь. Каким образом это можно сделать? Есть два пути: либо постараться сделать это физически, либо Её как-то деформировать, потому что Церковь деформированная, повреждённая – это уже не Церковь.

Одним из методом такой деформации является церковный раскол. А любой раскол направлен на то, чтобы изменить то учение, которое было воспринято Церковью от апостолов и неповрежденным было передаваемо из поколения в поколение. 

- Какая позиция предстоятеля православной церкви Украины, так называемого «митрополита Киевского и всея Украины» Епифания по поводу событий, связанных с расколом церкви?

- Я не могу и не хочу озвучивать позицию этого человека, который не имеет к Церкви никакого отношения. Я знаю одно: у раскольников только одна цель – обслуживать интересы государственных чиновников, которые эту церковь создали. Те, в свою очередь, заинтересованы иметь «государственную церковь», которая в любой момент может «благословить» любое их деяние.

Церковь государственной быть не может по определению. У неё совсем другие задачи. Церковь – это духовный организм, который объединяет людей не по политическим каким-то убеждениям, а исключительно единой верой во Христа, исповедованием христианских ценностей и участием в церковных Таинствах. Поэтому Церковь объединяет людей разных национальностей, разного цвета кожи, разных политических убеждений. Поэтому Церковь априори вне политической борьбы, вне участия в государственном строительстве. Поэтому, когда человек говорит, что он (якобы) создаст некую «национальную церковь» – он, тем самым, свидетельствует, что в нём нет не только христианского духа – в нём нет веры и даже отдалённого представления о природе Церкви, Её сути и назначении.

- С чем связана активность Филарета после переизбрания Президента Украины? 

- Петр Порошенко был его реальной «крышей». Давайте называть вещи своими именами. Сегодня его политическое будущее – под большим сомнением. И Филарет понял, что он лишился всяческой поддержки. И теперь ему не остаётся ничего другого, как вернуться к тому, с чего он начал в 90-х годах. Вот он снова заявляет, что «мы самостоятельная церковь, что мы имеем свой патриархат» и т.д. А ресурс у него да, весьма значительный. Это – тысячи приходов на Украине, немало приходов за рубежом. Это всё то, что он потерял после создания так называемой ПЦУ. Теперь он всё это надеется вернуть. Соответственно, с выходом Филарета из ПЦУ,  все эти приходы теряет и Стамбул. Поэтому вполне возможно, что Варфоломей (Патриарх Константинопольский– ред.) может отозвать Томос. Потому что Томос был дан структуре, созданной на так называемом «объединительном соборе» 15 декабря 2018 года, путём слияния «Киевского патриархата» и автокефальной церкви. И если из этой структуры выходит КП – возникает вопрос: что такое ПЦУ?

- Петр Порошенко также лоббировал интересы Епифания?

- Насколько я знаю, он – его ставленник. Именно Порошенко «продавил» кандидатуру Епифания на том самом «объединительном соборе». Думаю, для Порошенко он был более управляемым, чем Филарет. 

Конечно, Порошенко можно понять. Он надеялся объединить под омофором Стамбульского патриарха все ветви украинского Православия и, тем самым, обеспечить себе поддержку «православного электората» на президентских выборах. Он был убеждён, что многие наши прихожане хотят иметь свою, как он говорил, «независимую от Москвы» церковь и просто боятся это сделать неканоническим путем. Понимал Порошенко и то, что и КП и УАПЦ – церкви неканонические. Вот он и решил «узаконить» их посредством Варфоломея. 

В последние дни Филарет несколько раз заявлял о том, что когда подписывали меморандум о создании ПЦУ, он не читал текст Томоса. И что если бы он ознакомился с содержанием Томоса ещё в то время, он никогда бы его не принял. То есть он пытается представить картину так, что его обманули и что только теперь он увидел: нет никакой независимой украинской церкви, нет никакой автокефалии, просто Стамбул получил в своё управление украинскую митрополию.

Получается, что в религиозной области Украина несамостоятельна? Как вы считаете, может быть нам не нужно от кого-то зависеть?

- Украинская Православная Церковь под Предстоятельством Блаженнейшего митрополита Онуфрия обладает полной независимостью и самостоятельностью. Мы имеем свой Синод, свой церковный суд, мы самостоятельно решаем вопросы кадровых назначений, все хозяйственные и финансовые вопросы. УПЦ признана всеми пятнадцатью Поместными православными церквами мира, т.е. всем мировым Православием, евхаристическое общение с которым осуществляется через поминовение Патриарха Московского на богослужениях.

Более того. Предстоятель УПЦ является постоянным членом Синода РПЦ. Без участия украинских архиереев не избирается Патриарх Московский. В то же время, Патриарх Московский никаким образом не влияет на какие-либо кадровые назначения внутри УПЦ и выборы Её Предстоятеля. Представляете уровень независимости и самостоятельности!

А что мы видим в ПЦУ? ПОЛНОЕ подчинение во всех вопросах Стамбулу. И где тут независимость? Где обещанная автокефалия?

Обратите внимание - церковные расколы всегда происходят на сломе эпох, в период наиболее тяжёлых гражданских потрясений. Появляется молодое государство – и сразу, со стороны определённых сил, начинаются процессы по отделению от материнской Церкви и созданию нового церковного образования по новым государственным границам. Однако духовные границы далеко не всегда совпадают с границами государственными. Если мы посмотрим на историю Киевской Руси за последние десять веков, мы увидим, что на её территории в разные века образовывались, объединялись, разъединялись, исчезали и появлялись вновь множество разных государств. Представляете, что было бы, если бы Церковь каждый раз меняла свои границы в соответствии с разными политическими процессами, проводя одновременно с этим языковые, богослужебные и другие реформы? Церкви как таковой просто бы уже не было. Но мы-то помним обетования Христа о несокрушимости Церкви и поэтому уверены в том, что никакие политические вихри ей не повредят.

Да, нашу Церковь часто обвиняют в том, то она «стоит на месте», что она «не развивается», «не учитывает современные реалии» и т.д. Но вот как раз это и говорит о том, что наша Церковь – та самая Святая Соборная Апостольская Церковь, созданная Христом. Созданная Совершенным Богом она просто НЕ НУЖДАЕТСЯ в изменениях. Меняться, улучшаться, развиваться может только нечто несовершенное. Будучи творением Самого Бога – Церковь совершенна. И по этой причине ей просто некуда и незачем куда-то «развиваться». 

Нет, Она меняется конечно. Но меняется в каких-то вещах внешних. Появляются новые святые, появляются новые праздники, новые службы. Появляются новые обряды – чисто внешние. Но в части вероучительной Церковь, безусловно, неизменна. Помните, мы говорили про здание, которое должно строиться на одном и том же фундаменте? Это относится и к Церкви. Поэтому когда человек приходит в храм, он словно попадает в машину времени, которая моментально уносит его на столетия назад. Человек слышит те же песнопения, те же молитвословия, которые в своё время слышали величайшие святые угодники Божии. Они тоже этим языком молились, эти песнопения слушали, этим воздухом дышали. 

То есть в храме человек попадает как бы в некое безвременье, где он не просто душей отдыхает, но где он молитвенно общается с Богом, со святыми, со своими предками – и находит ответ на свои вопросы. А потом человек выходит из храма, как после духовной бани: очистившись от грехов и пороков. Он приходит в суете, с хаосом в душе и в голове, а уходит в умиротворении. 

Раньше в Украине существовал Томос?

- Наша Церковь получила Томос от Патриарха Московского Алексия II ещё в 1990 году. Кстати, получил её митрополит Филарет – до того, как он ушёл в раскол. Именно этот Томос и дарует нашей Церкви полную самостоятельность и независимость в управлении.  А Томос, который дал ПЦУ патриарх Варфоломей в нарушение всех канонов и моральных принципов – это был чисто предвыборный пиар-ход Порошенко. 

- Что из себя представляет Томос и кто его предоставляет?

- В самом общем смысле, Томос - это указ предстоятеля поместной церкви, которым узаконивается определённая церковная структура на определенной территории. В нём четко прописаны принципы, по которым эта новая структура действует. 

В случае с патриархом Константинопольским Варфоломеем, который дал Томос ПЦУ, имели место грубейшие нарушения. В частности, был нарушен основополагающий принцип управления Церковью – соборность. На предоставление Томоса церковной организации, которую до сих пор не признала ни одна Поместная Церковь, Варфоломей не имел права. 

Как повлияло на украинцев предоставление Томоса и для чего он нужен Константинополю? 

- Украинцам от получения Томоса нет никакой пользы. Те, которые так ратовали за его получение и потом учиняли рейдерские захваты храмов УПЦ на Западной Украине, в эту церковь ходить и не собирались. От всей этой возни вокруг Томоса всегда стоял плотный душок политиканства. Выиграл от Томоса только Порошенко, набравший за счёт сталкивания лбами верующих Украины пару процентов к своему рейтингу. Все остальные проиграли. Проиграл Варфоломей, который надеялся прибрать к рукам тысячи приходов на территории Украины, но (теперь это уже очевидно) не получит уже ничего. С моей точки зрения, всё происходящее вполне закономерно. Ну нельзя заставить Небо жить по лекалам своих политических амбиций!

По данным социологических опросов, более 60% украинцев доверяют церкви больше, чем органам государственной власти и политикам. Именно поэтому прямо или косвенно последние пытаются использовать её в своих целях с применением тех или иных технологий. К сожалению, некоторые священнослужители и религиозные организации также пытаются использовать в своей деятельности методы и средства политической борьбы для достижения своих целей, весьма далеких от регламентируемой ими морали, нравственности и духовности…


  Следите за нами в Telegram  



  •   26-06-2019, 10:14
  •   Gin
  •   221

ПОСЛЕДНЕЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
  • По рейтингу
  • Читаемое
Мы в соцсетях
  • Facebook
  • Twitter